"Всякую мерзость Господь ненавидит..." (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 15) Ростом с человека эти существа злобны и жадны. Постоянные ссоры с убийством соплеменников - обычный для них образ жизни. Живут практически везде, отличные знатоки разных дорог и тропинок, неутомимы и выносливы. Не знают и не признают других ремесел, кроме, как грабежа и убийств. В драке очень сильны, неплохие лучники , вооружены кривыми саблями (чаще всего отравленными). Селятся эти существа в разных местах. В очень крайних, исключительных, случаях могут проявить сообразительность (скорее инстинкт). В пище не прихотливы не брезгуют и человечиной. Лучшие доспехи орков - это кожаные. Орки - расходный материал зла. Полностью уничтоженные и выкорчеванные они снова появляются постепенно наращивая свои силы. Известно, что орки - "быть может, самое отвратительное из дел Мелькора - и самое противное Илуватару". Действительно, что может быть для человека (или эльфа) хуже превращения в животное. Согласно "Сильмариллиону", Мелькор вывел "чарами и жестокостью" орков из квэнди. Таким образом, орки - с определенными целями искусственно выведенный вид, по воле Мелькора "извращенный и порабощенный" ("corrupted and enslaved"). Согласно хронике, синдар впервые встретились с орками в 1330 YT (YT - Year of the Trees, год Дерев, соответствует приблизительно 10 солнечным годам), а нолдор - в 1497 YT, еще до контактов с синдар. Тем не менее, оба народа дали оркам весьма сходные наименования. На синдарине их называли Orch (мн. ч. - Yrch, мн. общ. ч. - Orchot), а на валинорском квэнья - Urko (мн. ч. - Urqui). Лишь позднее, уже в Бэлэрианде, в нолдорине появляется синдаринизированная форма Orko (мн. ч. - Orqui, Orkor). Очевидно, что эти этнонимы происходят от одного слова-предшественника. И такое слово существует - квэнийское urco (некая тень, котоpая пугала эльфов во вpемя Великого Похода) и раннеквэнийское ork или orq- ("чудовище", "демон"). Но могли ли эльфы независимо дать практически идентичные наименования народу, с которым ранее не встречались? Сомнительно. Скорее можно предположить, что и синдар и нолдор были знакомы с орками ранее, то есть еще во время или даже до Великого Похода. Орки - свирепые войны. Единственной радостью для них было видеть страдания других. Изначально хозяином орков был Мелькор. Но после того как Мелькора изгнали в Пустоту, их хозяином стал Саурон. Орки также были и у Сарумана, но он был ими недоволен и вывел новый, более совершенный вид орков - Урук-хай. Эти орки не боялись света, были большего, чем простые орки, роста, выносливее, сильнее. Мы видим, что обвинять орков в преступлениях так же бессмысленно, как ругать воду за то, что она мокрая, а огонь - за то, что он горячий. Так можно ли карать не за проступки, а за происхождение? Нет, если бы речь шла о людях. Но мы говорим не о них. Карать за происхождение можно и нужно в том (и только в том) случае, когда оно полностью (неотвратимо) обуславливает преступные поступки. Ни к каким людям этот принцип НЕ ПРИМЕНИМ. Его применение возможно к существам лишенным свободы воли (в общечеловеческом, а не животном понимании), хорошим примером которого служат роботы из "Терминаторов" - машины, запрограммированные на убийства. Орков следует (согласно Толкиену) относить к той же категории. Орки как были, так и остались зверями (в смысле - бездушными). А что до их функциональности, то похоже, что злая воля их создателя "индуцировала" доминанты орочьего поведения даже при отсутствии прямых приказов на убийства и разрушение. Эти доминанты передавались, судя по всему, как и у животных - генетически: "...as they bred they inhereted this..." Что же мы имеем? Из подручного материала (эльфов) Мелькор создал лишенных fea зверей и вложил в них, как программу, свои слова (и мысли). Что же может быть эрупротивнее? Более того, лишенные души и воли орки, не могут отвечать за свои поступки, подобно людям и эльфам. Не судим же мы (за преступления против людей) невменяемых (по нашим понятиям), животных и различнейшее оружие от сабли до "искусственного интеллекта". Даже закоренелый злодей - эльф, гном, человек ли - может раскаяться в преступлениях и стать на иной путь. Орк на такое не способен, как не способен раскаяться в убийствах автомат Калашникова. И как атомная бомба орк не может изменить своему предназначению, свернуть со своего пути. Поэтому самое лучшее, что можно сделать для орка - это убить его. Как бешеную собаку. Из милосердия. И в этом не больше жестокости, чем в уничтожении вируса. Это необходимость. Зло - это противное замыслам и воле Илуватара. Поэтому орки есть зло абсолютное, ненавистное ему. Не было их в Арде Неискаженной. Нет им места в Арде Исцеленной.
|